Музеи Московского Кремля: вспоминая Елизаветинские времена

Музеи Московского Кремля принимают участие в выставке в Русском музее, посвященной эпохе расцвета русского искусства, пришедшегося на годы правления императрицы Елизаветы Петровны. Новые веяния, проникшие в русскую культуру в начале XVIII столетия благодаря Петру Великому, в частности, коллекционирование художественных произведений, при его дочери получили дальнейшее распространение и достигли высочайшего уровня развития.

Русский музей

На выставке представлено более ста пятидесяти произведений искусства, созданных в период царствования Елизаветы Петровны. Основу экспозиции составляют работы немецкого живописца Георга Кристофа Гроота, выдающегося представителя «россики» – плеяды зарубежных художников, работавших в России в XVIII веке.

Из собрания Музеев Московского Кремля в экспозицию включены три драгоценные табакерки и оловянный барельеф с изображением императрицы Елизаветы Петровны работы Бартоломео Карло Растрелли – самого известного скульптора XVIII века, выполнявшего наиболее ответственные заказы российского императорского двора, в том числе портретные изображения монархов, начиная с Петра I. Неудивительно, что после восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны именно ему было поручено создание парных барельефных портретов-тондо с изображениями самой заказчицы и ее отца, Петра Великого.

Елизавета

Золотая табакерка, украшенная бриллиантовым вензелем императрицы Елизаветы Петровны, была выполнена в 1784 году знаменитым столичным ювелиром Жаном-Пьером Адором по заказу графа Петра Борисовича Шереметева. На внутренней стороне крышки табакерки мастер поместил портрет Елизаветы Петровны, который, возможно, был пожалован ею графу Шереметеву и хранился у него с давних пор.

С родом Шереметевых связана и другая золотая табакерка, экспонируемая на выставке. Она была создана в 1757–1758 годах французским ювелиром Жаном Жоржем, которому удалось композиционными средствами изящно выделить портрет императрицы на крышке, не нарушив при этом единства и органичности декора.

Елизавета

Третья табакерка была выполнена в память о знаменательной победе, одержанной русскими и австрийскими войсками под командованием графа Петра Семеновича Салтыкова над армией прусского короля Фридриха II в 1759 году в сражении при Кунерсдорфе. Крышка табакерки украшена изображением заключительного момента битвы, а на внутренней ее стороне помещен портрет императрицы Елизаветы Петровны, окруженный надписью: «Боже сохраняй Елизаветъ Первую Императрицу всея Росии».

В России середины XVIII века подобные «жалованные» табакерки с портретом венценосца играли роль очень высоких наград, порой превосходящих по значимости ордена.

Выставка продлится до конца марта.

Ваши комментарии

Geef een reactie

Het e-mailadres wordt niet gepubliceerd.

Последние статьи

Made in – как повод для гордости
Главной темой выставки «Итальянская обувь. Европейский след» – стало значение итальянских производителей обуви в европейской... читать дальше
Гортензия: восточная красавица
Если обратиться к истории цветоводства, то гортензия поселилась в наших садах и оранжереях не так давно. И хотя все мы привыкли к ее... читать дальше
Летопись розового сада
*Из наших лучших публикаций В Голландии есть маленький, но всемирно известный город Эдам, который приобрел свою славу благодаря... читать дальше
Лаура Биаджотти: совершенство во всем
Способность создавать поистине прекрасное свойственно исключительным людям. Сегодня мы расскажем о таком человеке, недавно ушедшем от... читать дальше
Солнечные дни Belarus Fashion Week
Когда приезжаешь в город где ты еще никогда не был, то первое впечатление обычно остается в памяти надолго и бывает самым верным. С... читать дальше
Особое отношение к природе
В странах ЕС большое внимание уделяется экологичности производственных процессов и возобновляемости ресурсов. При поддержке... читать дальше