Самое ценное достижение человеческой цивилизации – это опыт. И если есть возможность почерпнуть его из первоисточника, ни в коем случае нельзя упускать этот шанс. Сегодня мы прикоснемся к опыту, пожалуй, самых интересных для «зеленой» отрасли России людей: Надежды Григорьевой – директора самой авторитетной российской отраслевой выставки «ЦветыЭкспо», и Владимира Бермякова – одного из пионеров российской флористики. Предваряя сентябрьскую выставку «ЦветыЭкспо» в Москве, они вспомнят, как все начиналось, и дадут свои прогнозы на развитие отрасли.
От истоков
В.Б. С Надеждой Григорьевой я познакомился в середине 80-х годов в Москве, в павильоне «Цветоводство и Озеленение» на ВДНХ СССР. Она работала методистом павильона. Я примерно раз в два месяца приезжал в Москву оформлять постоянно действующую экспозицию Ленинграда. Нас, экспонентов, сотрудники павильона встречали очень радушно. Руководила, как сегодня сказали бы, проектом директор павильона Камилла Алексеевна Севастьянова. Мы все ее немножко побаивались, но очень любили.
Вся моя жизнь тесно связана с выставками цветов. С 1976 года я начал принимать участие еще в любительских мероприятиях. А в 1978 году в Пальмовой оранжерее на Потемкинской улице в Ленинграде была открыта постоянно действующая выставка «Выставочный зал Цветы». Сюда я и устроился на работу в 1979 году на должность инженера-декоратора. Да, так звучало тогда название нашей профессии.
В 1987 в Москве произошло грандиозное событие – выставка «Цветы-87». Мероприятие проходило на стадионе Лужники. Участвовали все республики СССР и даже страны социалистического лагеря: ГДР, Польша, Болгария и Чехословакия. На большой арене был залит каток, где катались фигуристы и стояли подиумы, на которых работали аранжировщики. За ними располагалась сцена, где выступали звезды советской эстрады. Три года спустя, в 1990 году, СССР участвовал во Всемирной выставке «ЭКСПО-90» в Японии. На этом мероприятии я был назначен флористом Советского раздела. Я отвечал за подготовку стендов Украины, Эстонии, Литвы, экспозиции Ленинграда и Детское шоу. Работа была очень ответственная. Впервые мы столкнулись с таможней и карантином растений. Надо сказать, что наши экспозиции и цветы уже тогда были достойными даже на такой блестяще организованной и фантастической по ассортименту и качеству цветов выставки, которая еще и продолжалась с апреля по октябрь. Ленинградские каллы тогда завоевали Высший приз Всемирной выставки.
Н.Г. С Владимиром Бермяковым мы познакомились в павильоне «Цветоводство и озеленение» ВДНХ СССР в 1983 году. В павильоне на 2 000 кв. м поддерживалась постоянно действующая экспозиция из живых срезанных и горшечных цветов, которые еженедельно самолетами и поездами доставлялись из лучших цветочных хозяйств страны. Павильон в то время выполнял роль делового центра, двигателя прогресса в отрасли, и имел среди специалистов всей страны огромный авторитет. Большое влияние на этот факт оказали настойчивость и энтузиазм директора павильона Камиллы Алексеевны Севастьяновой. И я согласна с Владимиром: этого необычайно увлеченного человека за ее импульсивность несколько побаивались, но очень уважали за фантастичную преданность делу.
Именно в это время значение и престиж павильона были на максимально высоком уровне. Вершиной работы сотрудников павильона стало участие СССР во всемирной выставке «ЭКСПО-90» в японском городе Осака. Официальное приглашение поступило в 1988 году – и закипела работа. Двигателем, который запустил этот процесс, была как раз Камилла Алексеевна. Благодаря ее настойчивости вышло Распоряжение Правительства СССР об участии страны в выставке и к подготовке подключились многие министерства и ведомства страны. Результат был впечатляющим. Около 400 медалей разного достоинства за качество и дизайн с огромным удовлетворением увезли российские участники, производители цветов и дизайнеры, с выставки. Для них это была первая возможность оценить качество своей продукции, особенно в сравнении с продукцией крупнейших мировых производителей. И тот успех нам особенно дорог.
Продолжение следует.
Фото из архива Владимира Бермякова.