Нью-Йоркский музей Fashion Institute of Technology знакомит с историей американской моды, проводя уникальные выставки, о которых мы уже рассказывали. И вот еще одна экспозиция. «Адриан: «Голливуд и за его пределами» о творчестве самого виртуозного голливудского дизайнера – Гилберта Адриана, который внес неоценимый вклад в киноиндустрию периода 1930–1950 годов. Представления европейцев об Америке того времени определялись привлекательной картинкой на киноэкране – воплощением «американской мечты».
Сказочная красота фильмов и необыкновенные актрисы, порхающие на экране в великолепных нарядах, наполняли сердца миллионов зрителей сладкими грезами. И во многом виновником этой феерии был Гилберт Адриан.
Он построил карьеру дизайнера костюмов в студии Metro-Goldwyn-Mayer (MGM), где работал над более чем 250 фильмами, в числе которых и легендарный «Волшебник страны Оз». Его творения для звездных актрис, таких как Джоан Кроуфорд, Джин Харлоу, Норма Ширер и Кэтрин Хепберн, вдохновляли женщин всех возрастов. Эскизы костюмов Адриана часто публиковались в журнале Vogue. Глава студии MGM, Ирвинг Тальберг, признавал, что без арт-директора Седрика Гиббонса и художника по костюмам Гилберта Адриана успеха не было бы никогда.
Одна из крупнейших и старейших сетей розничной торговли в США – Macy’s – и другие ритейлеры увидели в триумфе дизайнера маркетинговую возможность и открыли небольшие бутики в универмагах по всей стране – так называемые кинотеатральные магазины, где были представлены вещи, копирующие костюмы, созданные Адрианом для известных голливудских кинокартин.
В маркетинговых целях MGM в 1940 году выпустила короткометражный фильм под названием «Голливуд: мировой центр стиля». Воодушевленный успехом кинотеатральных магазинов, Адриан в 1942 году открыл собственный Дом моды. Более десяти лет женщины одевались в платья, аналогичные тем, которые он создавал для самых известных кинозвезд.
Режиссер Джордж Кьюкор, снявший множество романтических фильмов того времени, сказал: «Если у актрисы плохая фигура, зовут Адриана – и он ее прикрывает. Если фигура потрясающая, то он подчеркивает все ее достоинства».
В 1928 году Адриан встретился с Гретой Гарбо во время съемок фильма «Женщина дела». В течение тринадцати лет он создавал для нее самые утонченные наряды.
На выставке подчеркнуто инновационное использование Адрианом текстиля. Начиная с его первых работ в Голливуде, ткань занимала главенствующее место в эстетике Адриана. Он использовал разнообразный набор техник: аппликацию, склеивание, смягчение, плиссировку и драпировку – для создания динамичной одежды, в которой такие материалы являются неотъемлемыми элементами дизайна. Как написала в 1952 году Элеонор Ламберт, fashion-публицист, основатель New York Fashion Week, «Ткань – это первый показатель того, что костюм от Адриана».
Адриан часто использовал органзу, тафту и легкие ткани от известной французской фабрики Bianchini-Férier, которая производила шелк с XIX века. В начале 40-х годов он предпочитал использовать для утонченного силуэта вискозу, но позднее обратился к шелку Bianchini для создания объемных вечерних нарядов.
Во время Второй мировой войны американские женщины по-прежнему хотели одеваться модно и красиво. Адриан со своим изысканным вкусом придумывал для них оригинальные модели с цветными вставками и аппликациями из остатков ткани от других изделий.
В соответствии с веяниями того времени он разработал V-образный силуэт с широкими плечами, узкой юбкой и графическим принципом отделки. Считается, что именно Адриан является родоначальником знаменитого стиля 40-х годов. И в 1944 году он получил престижную премию Critics Coty American Fashion.
Для последователей и почитателей таланта Адриана его творчество не стало историей, не ушло в тень – оно запечатлено на кинопленках и фотографиях. Его работы служат эталоном гламурного голливудского костюма и элегантности. Сегодня слово «гламур» несет в себе пренебрежительный смысл, однако первоначальное его значение – «шарм, очарование, обаяние». Наряды, созданные Адрианом, по-настоящему прекрасны и существуют вне времени. Его стиль актуален и для работ современных кутюрье. Многие дизайнеры признают влияние Адриана на их творчество: Донна Каран, Ральф Лорен, Джорджио Армани, Азседин Алайа, Том Форд, Эли Сааб, Валентино. «Как и Баленсиага, он всегда был на два года впереди всех остальных в моде, – сказала Джоан Кроуфорд. – А может быть, и гораздо дальше».
Елена Державец