Флористику иногда считают искусством, чаще ремеслом. Флористика в этом подобна многим другим профессиям. Иногда художники поднимаются в своем творчестве на уровень искусства, а иногда предпочитают или вынуждены рисовать то, что продается, и далеко не всегда это на самом деле искусство. Композитор может написать бессмертное произведение, а может шлягер-однодневку, что тоже востребовано в этом ремесле.
На протяжении веков те, кто занимался и тем, и другим в различных профессиях, шли к своей цели разными путями. Вспомним биографии некоторых художников и музыкантов: кто-то целенаправленно занимался в специализированных классах с детства, а кто-то начинал рисовать или музицировать в зрелом возрасте безо всякой специальной подготовки.
В принципе, флористика как профессия намного более проста и непритязательна, если сравнивать ее с той же живописью, скульптурой или музыкой. Ей может начать заниматься практически любой человек в совершенно любом возрасте и преуспеть. Другой вопрос, каким образом обучаться этому красивому и нелегкому делу, откуда начинать, где набраться знаний, опыта и навыков.
Страны, в которых флористическое образование поставлено на поток, развито, где преподают высококлассные специалисты, можно посчитать по пальцам одной руки. В большинстве стран такое обучение или вообще не считается обязательным, или ему не уделяется достаточно внимания, оно отдано на откуп преподавателям совершенно разного уровня, зачастую крайне низкого. На что же можно ориентироваться, начиная заниматься флористикой или стараясь повысить свой уровень?
Во-первых, разумеется, это школы флористики, о которых, мне кажется, нужно писать отдельно. Разумеется, сами преподаватели школы должны быть отлично образованны, чтобы хотя бы часть своих знаний суметь передать студентам. В классике преподавания считается, что по теме учитель передает только 10% от того, что знает сам, усваивается из этого объема тоже далеко не все. То есть преподаватель по определению должен знать намного больше ученика. Черпать знания в хорошей школе – это самый короткий и эффективный путь к самосовершенствованию.
В том случае, если обучение в школе флористики по каким-либо причинам исключено, можно пойти другим путем. Заниматься самообразованием, перенимать опыт непосредственно на рабочем месте. Такой путь прошли многие специалисты, в том числе и из флористически развитых стран. И смогли подняться до вершин чемпионов Европы и Мира. То есть при наличии выдающихся природных способностей, ограничений в развитии нет вообще.
Третий путь получения знаний и информации – это, конечно, книги. В СССР они были невероятной редкостью. Впрочем, хорошие книги всегда и везде были редкостью. Должна отметить, что, к сожалению, хлынувший на книжные прилавки поток флористической продукции чрезвычайно разнообразен по качеству. Мне на цветочных выставках приходилось просматривать одномоментно сотни специализированных книг. И я должна с грустью отметить, что только мизерный процент из них был достоин внимания. Сегодня выпустить книгу по силам каждому. В этом есть и оборотная сторона: книги издаются всеми, кто этого желает. Чрезвычайно редко компания-поставщик литературы заранее производит грамотную селекцию, что продавать и что нет. Как, например, компания «Дизайнер Books», которая не только отбирает, но и сама издает те книги, которые могут быть полезны флористам.
О нескольких других способах получения информации об удивительном мире флористики я расскажу в следующей статье.
Светлана Лунина