Школы флористики – куда пойти учиться

Скажу сразу – я не проводила специальной исследовательской работы по флористическим школам мира. Просто у меня скопилось достаточно информации, почерпнутой лично, из опыта преподавания, из опыта общения со многими флористами об их обучении, а также из общения с преподавателями флористики.

Прочитано:
Понравилась статья? Поделись в своей соцсети:

Для начала – простая аналогия. Допустим, у нас есть выпускник средней школы. Он только что сдал экзамен по физике. Возможно, он даже немного помогал младшим братьям или сестрам в домашних заданиях, или даже отстающим ученикам своего или более младших классов. А теперь скажите – насколько реальна ситуация, когда к этому выпускнику подойдет директор школы и скажет, — «ну, экзамен ты сдал на отлично, приглашаю тебя преподавать физику в нашу школу». Стоп-стоп-стоп, скажете вы. Тут что-то явно пропущено. Для того, чтобы преподавать физику, ее нужно сначала изучить на гораздо более серьезном уровне, чем преподается в школе, изучить КАК ее преподавать (методика преподавания), получить опыт в преподавании, и только потом претендовать на скромную должность учителя физики. А если ученик вообще не учил физику? В отношении физики – тем более, ни единого шанса. Однако во флористике все совсем иначе.

Разумеется, цена ошибки недоученного ученика на уроках физики (или любого другого) намного серьезнее, чем неправильно и безвкусно собранного букета, но тем не менее. Обычно любому делу принято учить тому, кто сам знает и понимает, чему он учит. Не может учить токарному делу человек, который в жизни не выточил ни одной детали. И далеко не всегда высококлассный профессионал способен научить других тому, что он умеет. То есть – собственные знания и способность обучить других это минимально необходимые условия. Но это в теории.

На практике законодательство в разных странах разное, и если в одних к преподаванию допускаются только лица с профильным образованием и приличным опытом, то в других четкой регламентации нет и тогда вполне возможно появление самородных звезд с природными талантами к преподаванию и самой флористике. Рассматривая всю шкалу от начинающих подмастерьев до увенчанных лаврами призеров и чемпионов Европы и мира, нужно признать, что даже на вершинах более чем достаточно самоучек, и крайне успешных самоучек. Но далеко не все даже чемпионы мира становятся успешными преподавателями. Все же научить сложнее, чем сделать самому.

Вернемся опять к школам. Если уровень преподавателей в школе флористики и учебные программы определяются законодательно,  то тут немножко проще. Все же шансов попасть на совсем низкий уровень очень мало. Хотя в коммерческих заведениях вполне реально может быть перекос необходимости зарабатывать перед необходимостью обучать. И такие случаи, увы, реальны, когда откровенно мало знающий и умеющий флорист без малейшего практического опыта получает любое звание вплоть до «мастера-флориста» просто потому, что заплатил деньги. Но все же при классном профессионале-преподавателе даже не очень способный и знающий ученик не выйдет полным нулем. Не нулем. Но и преподавателем его считать сложно. Для этого нужен практический опыт и серьезная база знаний.

Другой вопрос, когда в стране получать профессиональные знания не считается необходимым. Например, когда я переехала жить в Израиль, один из первых наивных вопросов, который я задала работнику министерства, занимающемся абсорбцией, вовлечением новых репатриантов в жизнедеятельность в новой стране, –«где я могу сдать экзамен на получение израильской лицензии флориста?». На меня тогда посмотрели странным взглядом и спросили, — «а что, этому учатся?». При этом в рекламном буклете таки квалификационные экзамены по этой профессии были)). А в реале -нет.

Если государство считает, что учиться флористике не нужно, и работать с цветами может любой и каждый, а магазины почему-то любого и каждого не хотят, то в пространстве этого противоречия могут нарасти флористические школы любого уровня. И преподавать там могут как реальные специалисты, так и те, кто в молодости четко усвоил правило – «кто первый надел халат, тот и доктор». Потому что это позволено.

Так происходит как в Израиле, так и в любой другой стране, где нет ограничений в преподавании этой специальности, а качество диплома не интересует вообще никого. Важно только то, что ты умеешь делать руками и головой.

Когда меня спрашивают, какие курсы или школу флористики в Израиле я бы посоветовала, я неизменно впадаю в ступор. Единственный классический преподаватель флористики с правильным дипломом умер уже довольно давно в крайне преклонном возрасте. С этим преподавателем хотя бы было точно известно, что все азы будут даны. И если все сложится хорошо, то и усвоены. По остальным школам информация смешная или грустная. Один преподаватель зачитывает уроки под диктовку из своей тетради. Задача студентов аккуратно записать этот диктант. Практической работы нет от слова «совсем». Иногда, редко, приглашают стороннего человека, чтобы он показал, как делают работу. В руки цветы не давали – айяйяй, могут попортить, а это денег стоит.

Другая школа флористики отличалась самым продвинутым пиаром преподавателя, отмеченным дипломами и призами… в принципе, студенты и выслушивали в основном рассказы о его величии и несомненном таланте, а еще тейпировали цветы для того, чтобы опять-таки преподаватель показал класс. Самим собирать работы, делать букеты не позволялось.

Третья школа, куда меня активно приглашали преподавать, предварительно упомянув опыт и заслуги, не предполагала оплаты сверх минимума, зато сразу оговаривала что в свободное, неоплачиваемое время в мои обязанности будет входить оформление цветами помещения класса и прилегающих площадей. А на мой вопрос, как обстоит дело с хотя бы компьютером и большим экраном, чтобы повысить эффективность преподавания, две уютно сидящие за экранами компьютеров девушки, с множеством открытых интересных окон на экранах, сообщили, что для преподавания компьютеры у них не предусмотрены. Зачем? Вы же их флористике учить будете, а не работе на компьютере.

Я могу продолжать список и дальше. И если вы подумали, что я говорю о каком-то чисто-израильском явлении, то увы – наверняка многие узнали и своих преподавателей в других странах, с какими-то незначительными вариациями. С самыми смешными примерами «преподавателей» я сталкивалась и 20 лет назад, в период существования флористического форума, где я какое-то время админствовала, и сталкиваюсь по сей день. То есть явление ширится, разрастается, на фоне появления все новых и новых социально-активных людей, которым ненавистна мысль, что им придется царапать холеную кожу рук, портить маникюр или надрывать спину, перетаскивая ведра с цветами, но зато для них очень притягательна роль преподавателя флористики.

В одном из академических заведений далеко не в Израиле, предоставивших помещение для проведения моего трехдневного семинара, присутствовали преподаватели этого заведения, и остались в восторге. Рассказывая мне, как им все понравилось, они поделились планами руководства о создании профессионального курса флористики в рамках этого учебного заведения. Но когда я спросила, а кто же будет эту флористику преподавать, они очень серьезно ответили, что у них все преподаватели исключительно кандидаты или доктора наук, никаких людей с улицы. И преподавать, скорее всего, будет коллега, которая скоро защитит кандидатскую диссертацию. По какой специальности? Лесоводство. А откуда же знания по флористике? Подучится, — отвели глаза преподаватели, — что там сложного, цветочки…

Еще смешнее было во время моего первого семинара в Испании. Я не говорю по испански, мне предоставляют переводчиков, когда я работаю за границей. Благополучно закончив этот марафон, ко мне обратилась переводчица, — повтори, что ты там говорила о….(тема семинара). Я повторила несколько фраз. Ответ меня ошеломил. «Я думаю, что я все запомнила, — сказала переводчица, — я теперь могу проводить этот семинар вместо тебя». Уточню, что до момента ее появления на этом семинаре она понятия не имела ни о теме семинара, ни о флористике, ни о чем вообще, связанном с цветами. Просто ей очень понравился статус и зарплата преподавателя, все остальное ее не сильно волновало.

Теперь посмотрим, какой возникает разрыв. Как нам говорили на лекциях по методике преподавания, из всего материала, который преподаватель выдает в ходе урока/семинара/лекции в памяти студентов остается в среднем 10% информации. Приняв полный объем материала за 100 процентов, нужно вспомнить, что преподаватель помимо того, о чем он собирается говорить, должен знать (а в случае флористики еще и уметь) намного, намного больше по теме, примерно раз в 5. На случай непредвиденных вопросов, дискуссий с более продвинутыми студентами,  не плавать в материале, а точно знать, о чем речь. То есть разница между объемом знаний приличного преподавателя и обычного студента это 500 к 10, то есть в 50 раз больше. Предоставив право преподавания человеку с уровнем знаний студента, сокращаем объем переданной информации еще в 50 раз, стремясь с полному нулю. Что получат студенты этого студента? В лучшем случае диктант по тетрадке или рассказы о собственном, преподавательском величии или роли в русской революции.

Я надеюсь, что я более чем понятно объяснила, в чем суть проблемы. Создать флористическую школу несложно. Социальные сети делают популярными людей, которые готовы тратить деньги и время на свое продвижение в соцсетях. Организовав аудиторию, несложно набрать из них вполне достаточное количество студентов для успешного коммерческого проекта. Будет ли от этого результат? Вспомнила чудовищное разочарование одной предельно небогатой женщины, вдохновленной рекламой курсов чуть ли не 17-летней, но весьма самоуверенной девушки, решившей продавать свои флористические курсы. Дело было лет 20 тому назад. Все было сделано профессионально – половина суммы отваливалась компании, которая разливалась соловьем о потрясающем и очень полезном курсе, приводящем всех воспользовавшихся им к моментальному улучшению благосостояния и красивой работе в богатых цветочных магазинах. Вот та женщина на рекламу и купилась. Заплатила требуемое и упорно тренировалась делать то, что в курсе объясняли, цветы для этого покупала, материалы, упаковку. Говорит, близкие восхищались. Но вот в цветочных магазинах над ее «креативностью» просто посмеялись и о получении работы даже речи не было. Бездарно потраченное время и деньги. Ее было очень жаль.

Хочу пожелать читателям никогда не оказываться в положении этой несчастной женщины в связи с неверно выбранным источником получения профессиональных знаний. Тогда и рядовые флористы смогут квалифицированно общаться с клиентами и повышать общий культурный уровень, к чему мы все стремимся в совершенно любой стране. Красивых цветов и удачи всем!

Светлана Лунина

Фотографии предоставлены Светланой Луниной