Сегодня мы поговорим известным российским флористом-дизайнером Владимиром Бермяковым, который помнит рассказы своих близких о тех временах и, безусловно, осознает всю важность этого праздника для истории.
– Владимир, каждую российскую семью коснулась Вторая мировая война. Что хранят воспоминания вашей семьи?
– Я принадлежу к поколению родившихся после войны, но хорошо помню 50-е годы. Тогда о войне не принято было много говорить, хотя все еще ощущались ее последствия. Были проблемы даже с такими простыми продуктами, как мука и сахар.
Моя мама и бабушка успели в последний момент уехать из Брянска, захватив с собой из вещей только швейную машинку, которая их выручала в годы эвакуации. Старшая сестра моей мамы, Ольга Александровна, училась в Ленинграде на врача и пережила Блокаду. В 1942 году она смогла уехать по Дороге Жизни, а весной 43-го вернулась в Ленинград с мужем, Виктором Афанасьевичем Федоровым, военным врачом, и служила в госпитале медсестрой. Ей скоро исполнится 99 лет.
Отец в военные годы окончил военную Академию транспорта и тыла. В 1944 году он участвовал во взятии Кенигсберга, был награжден орденом Красной звезды. Закончил войну в Восточной Пруссии, там же встретился с Виктором Афанасьевичем, который тоже был награжден этим боевым орденом.
Мама хранила почтовую открытку, которую отец прислал ей перед самым началом войны. Я недавно нашел ее. Это очень сильный контраст. Всего за несколько недель мир в корне изменился.
Мама рассказывала, что почти все ребята, которые оканчивали с ней школу, погибли. Она каждый раз плакала, когда открывала швейную машинку, ведь в последний раз она видела их, когда они помогали ей затаскивать эту машинку в поезд, на котором они с бабушкой уезжали в эвакуацию…
– Я знаю, что в вашей практике есть оформление цветами легендарного танка Т-34.
– Мы с сыном Александром флористы, и нам часто приходится оформлять торжества, связанные с Днем Победы. Несколько раз мы украшали технику военных лет, в том числе и танк Т-34. Это было очень волнительно. Мы же прикасались к настоящей легенде военных лет.
Помимо этих оформлений, были и другие. Например, на въезде в город в 70-е годы прошлого века был воздвигнут монумент, посвященный героическим защитникам Ленинграда, и мне дважды выпала честь поставить композиции с красными антуриумами в мемориальном зале этого комплекса.
– Владимир, есть свидетельства очевидцев, что войска, прорвавшие Блокаду Ленинграда, жители города встречали живыми цветами. Так ли это?
– Да, такие данные есть. Конечно, гвоздик в военное время не было. Но я лично слышал рассказы сотрудников Ботанического сада, что зимой 44-го, когда была полностью снята Блокада Ленинграда, были и живые цветы. Возможно, это была даже выгоночная сирень. Ее выращивали в Ленинграде до начала 70-х годов.
– Владимир, как вы оцениваете международное значение праздника Победы?
– Оно очень высоко. И мне очень приятно, что мое мнение разделяют мои друзья в разных странах. Звонил недавно своему голландскому другу Кеесу Таку. Он рассказал мне, что принимает участие в изготовлении венков к памятной церемонии, которая проходит в Нидерландах на день раньше.
– Да, мы писали про историю этого мемориала. Спасибо вам за столь содержательный рассказ. И с наступающим праздником!
Беседовала Наташа Миронова
Фото из архива Владимира Бермякова