Для меня стало просто открытием, что за сохранение немалой части творчества Ван Гога, мы должны благодарить одну голландку, чье имя мало известно. Потому что на мир искусства мы смотрим мужскими глазами, которые доминируют в нем как эксперты и руководители. К примеру, в голландской живописи можно перечесть по пальцам женщин-художниц, чьи картины можно найти в музейных экспозициях, а имена в памяти потомков. Но сегодня речь о немного другом, не менее важном аспекте.
Речь пойдет о супруге брата Винсента Ван Гога – Тео, Йоханне ван Гог-Бонгер, или иначе Йо. С детства она была особенной девочкой. В солидной и серьезной многодетной голландской семье среднего достатка ее баловали. Старшие сестры позволяли ей заниматься только любимой музыкой, а помощь по дому брали на себя.
В возрасте 22 лет, ее брат Андрес представил ее Тео ван Гогу. Тогда же одна из сестер ван Гогов отозвалась о ней как о «умной и нежной девушке». Сначала Йо не поняла, по какому праву новый знакомый решил сделать ее своей женой, но через год приняла предложение руки и сердца Тео ван Гога. Они поженились в Амстердаме 17 апреля 1889 года. Их сын Винсент Виллем родился 31 января 1890 года. Но ровно через год после рождения малыша Йо овдовела. Ей достались только маленькая квартирка в Париже и около 200 бесценных работ ее зятя Винсента.
Неудержимая жажда деятельности и необходимость самой заботиться о своей маленькой семье, а также личное знакомство с Винсентом, позволили ей важной фигурой в истории. Особенно если оценить весь объем работы проделанной ею не только в Париже, но и Амстердаме, Лондоне, и других европейских городах.
Именно Йоханна взялась за перевод и издание переписки Тео и Винтсента ван Гогов. Проникшись творчеством Великого Голландца, которого вопреки многочисленным отзывам современников, она восприняла как позитивного, сильного и талантливого человека и вдохновилась его энергией и харизмой на заботу о его творческом наследии. Сегодня бы ее назвали менеджером, PR-специалистом, а в чем-то даже амбассадором художника. Несмотря на неодобрение художественной мужской общественности того времени, она организовывала великолепные выставки работ Винсента ван Гога.
Творчество Великого Голландца стало делом ее жизни. Благодаря ее скрупулезнейшей работе с его письмами, мы узнали что Ван Гог был высоко образованным и всесторонне развитым человеком, с неординарным образом мышления.
И представьте себе – на заре 20 века, в патриархальной Европе, где у женщин еще нет права голоса, она сумела организовать крупнейшую выставку работ Ван Гога в Амстердаме. И этот рекорд 1905 года до сих пор не побит.
Кроме издания переписки Ван Гога с братом, к ее заслугам можно отнести издание письменной переписки с именитым лондонским музеем о приобретении одного из полотен Ван Гога. Гигантская, почти каторжная работа голландки, заботившейся не о собственной известности, а о сохранении наследия брата своего мужа, которого она сама также знала недолго. Но этого времени ей хватило чтобы получить побудительный импульс творческой энергии, которую она пронесла через всю свою жизнь.
Йо, для своего времени, была не только сильной, но и смелой. Она принимала участие в феминистском движении, активно поддерживала первые ростки борьбы суфражисток за свободу и права женщин. Для Голландии это не давняя история, ведь в этом году исполняется всего 100 лет с того момента как женщинам было предоставлено право голосования. И за это мы тоже можем сказать спасибо маленькой и хрупкой, но сильной и энергичной голландке.
Наташа Миронова
Фото: Flower Experience