У этой статьи есть своя предыстория, получившая свое начало в одном из наших рассуждений с российскими дипломатами, в процессе которого мы выясняли, сколько же русскоязычных проживает в настоящий момент в Нидерландах. Цифры расходились очень сильно. Оказывается, никто не владеет точной информацией. Но после совместных исследований и усилий принято считать, что в среднем в небольшой по своим размерам стране проживает от 80 до 100 тысяч русскоговорящих: от эмигрантов, основательно осевших в стране тюльпанов до экспатов.
Вы знаете, что объединяет многих из них? Интерес к культуре и традициям Нидерландов, и частое посещение музеев. И разумеется тут появляются свои излюбленные гиды, контакты которых передают из рук в руки, тоже разумеется наши соотечественники. Сегодня нашей гостьей стала гид-экскурсовод, Светлана Можаева, которую здесь часто ласково называют – наш любимый музейный гид. Мы встретились со Светланой на ланч, в ходе которого она ответила на мои вопросы. Встретились мы в той самой в амстердамской локации, которую тоже можно смело назвать и музеем.
– Светлана, когда Вы первый раз оказались в Нидерландах?
– Первый раз я оказалась в этой гостеприимной стране еще 2011 году. Это не большой срок, но я быстро узнала страну, город и его традиции. Продолжаю читать, задавать вопросы местным жителям и конечно, с удовольствием делюсь своей любовью с гостями Нидерландов.
Наш дальнейший разговор получил вдруг неожиданное направление, по сути и определившее выбор блюд на наш ланч, ставший полностью рыбным. Оказывается у Светы еще из России есть в запасе энциклопедические знания и практический опыт именно по рыбе. Так что она не только обладает массой знаний о музеях и голландских художниках, но и все знает о рыбе, рыбной кухне, как в России, так и в Нидерландах.
– Светлана, похожи ли рыбные блюда наших стран?
– Они отличаются. Начиная от того как ее чистят, солят, маринуют и готовят. Хотя, селедка, относится к такой рыбе, которую все страны Балтики и Атлантики, Тихого океана считают своей. С одной стороны, любые рецепты определяются климатическими условиями и правилами торговли. Меня часто спрашивают, почему селедка в Нидерландах такая нежная. Я работала 15 лет назад заместителем директора крупного регионального рыбного предприятия. Правда, это было на Алтае, и как я смеюсь до сих пор, это самая удаленная точка от всех морей и океанов (5,5 тысяч км). Но вернемся к рыбе. Разница начиналась уже с размера рыбы. Наши оптовые покупатели, подчиняясь требованиям покупателей предпочитали крупную рыбу – более 30 см. Голландская же селедка в своем идеальном виде не превышает 20. Крупная рыба менее жирная, со сформировавшейся костью и по вкусовым качествам уступает более мелкой, предпочитаемой в Голландии. В России обычно селедку более круто солят и хозяйки тем или иным способом избавляют ее от лишней соли улучшая ее вкус. С голландской не нужно знать ни каких секретов, секрет один – ее всегда мало и хочется еще.
Чтобы наш ланч-интервью проходил по-настоящему исторически и аутентично мы расположились вдвоем в VIP-зале «Гранд кафе 1-й класс», расположенного на Центральном железнодорожном вокзале Амстердама. Постепенно мы погружались в неспешную атмосферу начала XX века. И не замечая того я вдруг стала увлеченной слушательницей Светы об этом месте.
– Оказавшись здесь люди не ожидают встречи с таким исторически местом. Мы идем на вокзал, думаем о перроне, о минутах до отправления поезда и бежим вместе с толпой. Но это место, где можно и нужно остановиться, на фоне оживленного Амстердама. Еще приближаясь к зданию мы находим сходство с Ряйксмузеем. А оказавшись внутри я обращаю внимание на красивые и высокие потолки, декоративные украшения. Мы живем сегодня, и не всегда можем перестроится и представить себя в ином времени. Представьте себе на минуточку, что вы стоите на перроне перед входом в ресторан, где раньше стоял Король, отправляясь в свои путешествия или ожидая своих гостей 130 лет назад. А если попробовать взглянуть из точки зрения художника (да-да, Света еще и весьма неплохо рисует*), то и можно представить, что видели люди тогда, это были другие источники, часто свечи или керосиновые лампы, электричество появилось в 1879 году, и это были иные лампы. Мы видим сегодня мир в другом свете, а в этом ресторане приглушеный свет, естественный, благодаря огромным окнам, и порой возникает впечатление, что ты попадаешь в иной мир. И поэтому на момент пребывания здесь я отключаюсь от сегодняшнего дня, перестраиваясь на другую эпоху и пытаюсь ее прочувствовать. Это прямо как сказочная возможность попасть в историческое кино. Вокруг нас много суеты, избыток событий. А здесь есть все –тишина, спокойствие, история и море эмоций. Не беги, посмотри на детали, нюансы. Остановись у фарфоровых ваз. И тогда возникнет действительно ощущение возвышенной атмосферы.
Наш обед перерос в интересную беседу и затянулся на пару приятных часов, в ходе которого мы ближе познакомились и с чувством отведали каждое рыбное блюдо из голландского меню. Но решающее слово все же было за Светой, она же знаток.
В завершении нашей встречи я полюбопытствовала – благодаря кому Светлана оказались в этом ресторане впервые. Светлану на встречу сюда пригласил голландский консультант политолог, относящийся к категории людей знающих толк в хороших местах с хорошей кухней. Так что мы смело можем рекомендовать это место на Центральном вокзале гурманам. Особенно ценителям рыбных блюд, атмосферы уюта и неспешного разговора.
*– примечание автора
Беседовала Наташа Миронова
Фото: Flower Experience