В ювелирном деле успех, бывает, приходит неожиданно. Так случилось и с американским брендом Trifari, когда в 1953 году первая леди США, госпожа Мэйми Эйзенхауэр,надела на инаугурационный бал не бриллианты и золото, а чокер из искусственного жемчуга, браслет с тремя нитями жемчужных бусин и серьги. Возможно, именно тогда началось зарождение современной моды на высококачественную и оригинальную бижутерию. Роскошный комплект госпожи Эйзенхауэр под названием «Восточный» был создан ювелиром бренда Trifari.
На это украшение обратили внимание все: ценители и профессионалы ювелирного искусства и, конечно же, вездесущие СМИ. Комплект был выполнен в трех экземплярах – один для жены президента, второй для музея Смитсоновского института, где хранятся наряды всех президентов и их жен, и третий – для архива самой компании.
Эскизы для бренда тогда разрабатывал гениальный французский художник Альфред Филипп. Украшения из серебра или простого металла с ограненным под бриллианты стеклом, ручной росписью, эмалями или золочением пользовались большой популярностью у звезд Голливуда и аристократов, политиков и богемы. Trifari прочно занял лидирующие позиции в производстве костюмных украшений, которые сейчас мы привыкли называть «бижу». Компания Coro, использовавшая более простые материалы для своего производства и предлагавшая сравнительно демократичную бижутерию, была свергнута с вершины популярности, где на долгие десятилетия воцарился Trifari, ставший символом шика и элегантности. После США законодатели ювелирной моды с легкой руки знаменитостей и жен президентов приступили к завоеванию капризного европейского рынка.
И вот на пике своего расцвета Trifari сделал то, на что мало кто решался. Бренд начал громкий судебный процесс против другой американской компании – Clarel, известной постоянным плагиатом идей и изделиями не лучшего качества из второсортных материалов. Суд шел долго и бурно освещался мировыми СМИ. На самом деле тогда защищать свои авторские права ювелиры могли, только поставив свое клеймо, что сразу снижало стоимость украшения, или получив патент на изделие.
В Америке на патент могли подать не только ученые и изобретатели, но и художники с ювелирами. Альфред Филипп, работавший до Trifari исключительно с золотом, платиной и бриллиантами для ювелирного дома Van Cleef & Arpels, практически ежедневно приносил свои эскизы в Патентное бюро США. Его украшения в более простых материалах и при большем тиражировании ничем не уступали по качеству, дизайну и мастерству исполнения дорогим ювелирным изделиям и эксклюзивам лучших ювелирных домов мира.
Надо сказать, громкий судебный процесс привел лишь к тому, что Clarel, как до нее Reinad и другие, стала подделывать более ленивых и миролюбивых ювелиров. В 1955 году мошенников присудили к огромным штрафам, а Trifari настоятельно рекомендовала ставить на все украшения значок авторских прав – ©. Позже ее примеру последовали многие ювелиры мира, защищая оригинальные творения от подделок волшебным символом.
Впоследствии Trifari продолжила работу и повторила успех, украсив госпожу Эйзенхауэр на ее втором инаугурационном приеме в 1957 году.
Текст: Юлия Ригби.
Фотоколлажи автора.