Каждый год перед 8 Марта в прессе поднимаются вопрос о том, почему так взлетают цены на цветы к этому празднику. На самом деле ситуация несколько парадоксальная, хотя и объяснимая. Но каждый год пресса пишет о этом вопросе. Подобные репортажи и расследования каждый год в разных регионах проводят редакции региональных приложений еженедельника «Аргументы и факты», в буквально сегодня подобный материал вышел в выпуске центрального региона, в котором вина за повышение возлагается на голландских цветоводов. Социальные сети пестрят дискуссиями флористов о жадности оптовиков и садовников. И каждый год ситуация повторяется, при том что у нас в стране в принципе цветы дороже чем в некоторых других странах мира.
К нам тоже поступают подобные вопросы. Через нашу страницы в социальной сети «ВКонткте» к нам обратилась Алевтина Капунькина, из небольшого российского магазина «Аленький цветочек». Но вопрос настолько типичен и актуален, что его смело можно назвать злободневной проблемой российского малого цветочного бизнеса: «В Голландии аукцион с ума сошел? Они просто решили поднять цены и все? Не нравится – не покупай!»
Так кто же все-таки повышает цены? Попробуем разобраться.
Для начала вспомним, как работает аукцион в Аалсмеере. Все наверное в курсе что там есть специальные «часы», которые в направлении от большего к меньшему показывают цену на партию цветов, до той цены по которой кто-то эту партию не купит. Именно так определяется рыночная стоимость товара. Кроме этого конечно на цены влияют и другие факторы. Например, то, что в прошлом году традиционный бум на 8 Марта не состоялся и многие, в том числе и голландские цветоводы понесли убытки. Бизнес не будет бизнесом, если не попытается отыграть эти деньги обратно. Поэтому вполне естественно, что убытки прошлого года пытаются погасить ростом цен в этом. Но… в теории все должен отрегулировать рыночный спрос.
А что же происходит? На наш вопрос ответил представитель компании Dummen Orange, Рик Минк: «Высокие цены в преддверии 8 марта – это результат уже сложившегося сезонного спроса и предложения. В период праздничных закупок к 8 Марта спрос на цветы превышает имеющегося предложения. Система голландского цветочного аукциона построена так, что как только возникают предпосылки к недостатку цветов, то продавцы поднимают цены. Потому что они хотят быть уверенными, что смогут поставить заказанные цветы. Если в тот момент кто-то сможет предложить еще более высокую цену, это автоматически ведет к росту цен – другие закупщики должны предложить выше, чтобы быть уверенными смогут закупить заказанное количество цветов уже для своих клиентов. Процесс завершается в тот момент, когда предложена максимальная цена, которая разрешена закупщикам. Или иными словами, если максимальная цена для закупщика, установленная клиентом, к примеру, составляет 70 центов, это значит что он не может предложить выше чем 70 центов. Если цена поднимается выше 70 центов, тогда закупщик начинает искать альтернативы. Если оказывается, что у всех закупщиков максимум находится на 70 центах, то это означает что цена не будет подниматься намного выше и это означает что каждый будет пробовать закупить по этой максимальной цене цветы для своего клиента.
Голландские производители хризантем, и других цветов, могут планировать производственный цикл так, чтобы к приближающемуся 8 марта было больше цветов. Но все равно, этого количества выращенных в этом году растений недостаточно для удовлетворения всех запросов. Повлияли и финансовые, и погодные условия. Из-за этого возникло различие в спросе и предложении больше предполагаемого. Сказалось и укрепление рубля. Сейчас курс составляет 62 рубля за евро, тогда как в прошлом году это он подлетал к 80. Так что никаких «подковерных» игр – нет. И сговора цветочников с оптовиками тоже нет. Это нормальные рыночные отношения, когда спрос рождает предложение и регулирует цены».