Иван Айвазовский: луч надежды

Прочитано:
Понравилась статья? Поделись в своей соцсети:

В следующем году исполняется 200 лет со дня рождения одного из самых популярных и любимых у россиян художников – Ивана Константиновича Айвазовского.  К этой юбилейной дате Третьяковская галерея в здании на Крымском валу, в залах 60 – 62, с 29 июля по 20 ноября проводит выставку «Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рожденья».

Автопортрет Ивана Айвазовского,1874 год
Иван Айвазовский. Автопортрет 1874

Иван Айвазовский (Ованес Айвазян) родился 17 июля 1817 года в Феодосии и прожил жизнь длиною почти в век. Свой творческий путь он начал под влиянием немецкой идеалистической философии в эпоху позднего романтизма и долго оставался верен этому направлению, не обращая внимания на кардинальное изменение эстетической доктрины в середине XIX столетия. К концу XIX века Айвазовский вновь стал для многих актуален, сумев предвосхитить поиски художников-символистов.

В круг общения Айвазовского входили выдающиеся деятели русской культуры: К.П. Брюллов, М.И. Глинка, Н.В. Гоголь, А.А. Иванов, позднее — П.М. Третьяков, И.Н. Крамской, И.Е. Репин. Армянский мальчик из провинциальной Феодосии впитал в себя русскую культуру, став одним из ярких ее представителей.

В течение жизни Айвазовский участвовал более чем в 120 выставках в России, Европе и Америне, более 60 из которых были персональными.  Айвазовский был почетным членом Амстердамской, Римской, Флорентийской, Штутгартской, Парижской академий художеств. Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге признала его академиком, а затем и профессором живописи. В 1844 году он был назначен художником Главного морского штаба. Правительства России, Франции, Турции и ряда других стран неоднократно награждали Айвазовского орденами своих государств.

Иван Айвазовский. Хаос. Сотворение мира. 1841 год.
Иван Айвазовский.
Хаос. Сотворение мира.
1841

Однако громкая прижизненная слава и великое множество созданных титаническим трудом полотен сыграли с художником злую шутку. Критики, пресытившись его работами, отвернулись от художника как от «устаревшего» и не отвечающего запросам динамичного ХХ века. На его произведениях поставили ярлык «салонные и коммерческие». И на протяжении двух десятилетий не проводилось ни фундаментальных исследований творчества живописца, ни масштабных выставок его картин.

Третьяковская галерея решила взглянуть на Айвазовского по-новому и изменить отношение к его наследию, открыть поклонникам в его произведениях новые смыслы, сбить снобизм в отношении к нему у профессионального сообщества. И это в полной мере удалось устроителям выставки.

Экспозиция представляет Айвазовского художником не только искренних чувств, романтических эмоций, но и глубоких идей и символических обобщений. В экспозицию включены документы из его переписки с католикосом Армении, где он предстает в качестве визионера, предчувствовавшего катаклизмы будущего века. Для демонстрации интересов Айвазовского-коллекционера, воссоздания атмосферы его мастерской привлечен дополнительный материал — экспонаты из корабельного фонда Центрального военно-морского музея: подзорные трубы, штурвал, напольный звездный глобус, макеты кораблей. Документальный раздел выставки включает портреты родных художника, фотографии, архивные материалы. Они иллюстрируют биографию Айвазовского, характеризует его как уникальную личность — благотворителя, жертвователя, мецената, первого почетного гражданина Феодосии, ключевой и системообразующей фигуры для города и Крыма в целом.

Иван Айвазовский. Галатская башня в лунную ночь. 1845 год.
Иван Айвазовский. Галатская башня в лунную ночь. 1845

Произведения Айвазовского привлекают зрителя эмоциональностью, красотой живописи, виртуозностью и утонченностью технического мастерства. В его искусстве заложены темы, которые интерпретировали многие поколения художников и зрителей: интерес к передаче бесконечного, безграничного пространства, ощущения человека перед лицом стихии. Мастер строит композицию работ так, что создается особая магия: зритель смотрит на морской пейзаж глазами художника как бы изнутри картины, чувствует себя погруженным в изображение, испытывает эмоции участника действия, что сродни современному 3D-эффекту.

Важнейшее качество полотен Айвазовского, которое подкупает зрителя, состоит в том, что в них всегда считывается оптимистический настрой и вера в положительный исход трагических событий. Даже в картинах с изображением самых грозных и разрушительных морских штормов художник лучом света из туч, радугой, пролетающей птицей или другой деталью дает гибнущим кораблям и людям надежду на спасение.

Иван Айвазовский. Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива. 1842
Иван Айвазовский. Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива. 1842

Билеты на выставку можно приобрести онлайн на сайте Третьяковской галереи.