Ювелирное искусство: русская посуда XVII века

Прочитано:
Понравилась статья? Поделись в своей соцсети:

Сегодня мы продолжим разговор о ювелирном искусстве русских мастеров на примере предметов хранящихся в Оружейной палате Московского Кремля, но теперь уже заглянем в XVII век.

В те времена большим спросом пользовалась драгоценная посуда. Традиционные пиры были долгими, сопровождались частыми переменами исканных блюд и напитков. Поэтому не удивительно, что русские мастера часто делали не только оклады для икон и предметы священного культа, а вполне светские изделия, которые широко представлены в музее. Посуде царских трапез даже выделена особая витрина.

Ендова – древнерусская чаша с с небольшим носиком. Из нее на пирах было весьма удобно разливать разные напитки: квас, хмельные меды и пиво. Ендова для царской трапезы должна быть сделана из серебра и богато изукрашена. Одна из подобных чаш из коллекции Оружейной палаты имеет по всей поверхности ложчатый узор: чередующиеся гладкие и расчеканенные узором ложки придают сосуду строгий и изысканный вид.

ТюльпаноманияБратина – русский шаровидный сосуд, своего рода кубок для вина. Часто их украшали чернью и изготавливали с крышкой. Кажется что все эти кубки, схожие с маленькими декоративными тыковками, совершенно одинаковы. Но это не так. Если внимательно приглядеться к тонким чеканным узором можно увидеть, как богато и разнообразно они украшены. Травы, цветы, , различные геометрические фигуры, цветные эмали, чернь, драгоценные камни поучительные надписи, которые правда чаще всего встречались на женских братинах – чего только не встретишь на этих кубках.

«Невинно вино, проклято пьянство». Из братин пили не только крепкие напитки, но и мед. На это предназначение четко указывала надпись на сосуде «Чарка медвяная».  Делали такие кубки из драгоценных металлов и камней: гор­ного хрусталя, агата, оникса. Для крашения применяли коралл, кость, перламутр и много других декоративных материалов.Особенно в коллекции Оружейной палаты выделяется очень нарядная маленькая золотая братинка, принадлежавшая второй жене царя Михаила Федоровича – царице Евдокии Лукъяновне. На ее принадлежность царице указывает выведенная вязью по верхней части кубка надпись: «Братина государыни-царицы и великой княгини Евдокии Лукъяновны». Золотая братина изукрашена эмалевым узором и снабжена конусообразной крышечкой. Эта вещица настолько мала и изящна что похожа скорее на игрушку.

Лондонская Национальная галерея

Кроме братин и чарок, широко употреблялись на шумных пирах и просто в быту разнообразные ковши. Такая форма сосудов для напитков встречается только на Руси – в виде лебедя или ладьи, плывущих по воде. В собрании Оружейной палаты золотые ковши, украшенные драгоценными камнями. В те времена, да и чего греха таить и значительно позже, знатные и богатые люди по всему миру боялись, что их могут отравить. Поэтому украшение русских ковшей драгоценными камнями носило вполне утилитарный характер. Камни же считались оберегами. Существовало поверье, что если напиток будет отравлен, камень изменит свой цвет и предупредит хозяина. В витрине с посудой представлены золотые ковши, сделанные для царя Михаила Федоровича. Каждый из 3-х ковшей действительно выкован из цельного куска золота. Они украшены драгоценными камнями и надписями, выполненными в технике черни, известными мастерами Золотой палаты Московского Кремля: Третьяком Пестриковым, Иваном Поповым и Афанасием Степановым.

Веком позже, из ковшей уже не пили, награждали особенно отличившихся купцов или казаков. В коллекции Оружейной палаты есть несколько таких наградных ковшей с двуглавыми орлами. Это очень тяжелые, под 5 кг весом и совершенно неудобные для пития сосуды. Но нельзя не залюбоваться их изысканной красотой.