Вместе с первыми весенними цветами 6 апреля в Лондоне в Национальной галерее открылась удивительная по красоте выставка коллекции картин «Голландские цветы». Время проведения выставки совпадает с масштабными всемирно известными цветочными мероприятиями Королевского садоводческого общества в Челси, историческом районе Лондона, и парке Хэмптон-Корт, что включает ее в общий календарь самых красивых событий лондонского лета. Тем более что экспозиция наглядно показывает трансформацию голландской цветочной живописи с начала XVII века до своего пика в конце XVIII.
«Голландские цветы» представляет обзор работ ведущих художников в этой области, таких как Амброзиус Босхарт Старший, Ян ван Хёйсум и Рейчел Рюйшем, предоставляя возможность посетителям выставки полюбоваться их стилистикой и техникой их живописи и рассмотреть изысканные детали их картин. Это первая выставка подобного масштаба в Великобритании за последние 20 лет. В залах Лондонской национальной галереи разместились 22 работы, датированные разными периодами расцвета тюльпаномании и Золотого века Голландии.
На рубеже XVII века такие художники как Ян Брейгель Старший, Амброзиус Босхарт и Рулант Саверей одними из первых стали изображать на картинах исключительно цветы. Искусствоведы считают, что внезапное появление этого жанра было связано с развитием научного интереса к ботанике и садоводству в те времена. В эти годы в Нидерландах и других странах старого света создавались ботанические сады, коллекционеры охотились за редкими сортами, буйным цветом расцвела международная торговля экзотическими цветами.
Наиболее ранние цветочные натюрморты составлялись из растений разных сезонов, располагались в одной плоскости и имели симметричную компоновку. В течение XVII века букеты стали более непринужденными, асимметричными, дорогие цветы соседствовали с обычными, букеты обрели глубину, а картины – естественный объем. К концу следующего века такие картины рассматривались в основном как декоративные и палитра стала светлее в соответствии со вкусами того времени. На протяжении всего периода многие художники использовали гладкие медные или деревянные панели, на которых можно рассмотреть совершенство мазка.
Это сейчас тюльпаны – настоящий символ Голландии, где выведено и продолжает выводиться великое множество сортов этих распространенных цветов всех оттенков радуги. Но если вспомнить что в на рубеже XVI и XVII веков, драгоценные луковицы привозили из Турции, бережно размножали, считали предметом роскоши которые могли стать целым приданым для молодой девушки, то становится понятно, почему тюльпаны занимают видное место в цветочных натюрмортах той эпохи.
В культуре, которая ценит экзотическое и необычное, тюльпаны стали воплощением интригующей непредсказуемости: с течением времени, казалось бы случайно, цветок может внезапно из пестрого стать простым или наоборот. Сейчас всем известно, что эти яркие полосы вызваны вирусами пестролепестности, поражающими растение, но в XVII веке эти мутации казались настоящим чудом. Двумя самыми дорогими сортами были красно-белый «Семпер Августус» и красно-желтый «Висерой». Оба они есть на картине Босхарта «Цветы в стеклянной вазе».
Выставка «Голландские цветы» в Лондонской национальной галерее продлится до 29 августа.
Статья подготовлена с использованием материалов сайта Лондонской национальной галереи.