Ювелирное искусство русских мастеров прошлого

Прочитано:
Понравилась статья? Поделись в своей соцсети:

Если говорить о золоте и драгоценных камнях, то для каждого они имеют разную ценность. Кто-то думает о них как о выгодном вложении, а кто-то замечает в них особенную прелесть и может сделать из них настоящее произведение искусства, кто-то просто любуется на эти произведения, наслаждаясь красотой изделия, и совершенно не думает о стоимости. Но оставим разговоры о монетизации искусства и устремимся к истокам, ювелирное искусство — начало.

Русское ювелирное искусствоУпоминания о придворных мастерских на Руси начали встречаться в царских грамотах в XVI веке. Для них выделяли специальные помещения на первых этажах царских палат и также называли палатами. В оружейной палате изготавливали и хранили драгоценное оружие, а конюшенной палате – изукрашенную упряжь для царских лошадей. Есть упоминания о золотой и серебряной палатах, но особняком от них упоминается золотая царицина палата. Именно тут лучшие мастерицы страны украшали золотым шитьем и драгоценными каменьями царские одеяния и шитые иконы. Ювелирное искусство и история.

Многие изделия сохранились до наших дней и хранятся в Оружейной палате Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль». Практически все техники и традиции в изготовлении драгоценных украшений и посуды из XV века, но многие приемы мастера освоили только в следующем веке. В коллекции Оружейной палаты есть много разнообразной золотой и серебряной посуды. Расскажем особенно о некоторых изделиях. Особо выделяется блюдо, подаренное Иваном Грозным второй жене, дочери кабардинского князя Темрюка, княжне Кучиней, в крещении Марие, в честь Святой девы Марии Магдалены. По русскому обычаю на этом блюде невесте поднесли головной убор замужней женщины – кику. По краям блюдо украшено растительным черненым орнаментом, в который включены шесть клейм – продолговатых пластинок. На них надпись: «В лето 7069 (1561)… милостью благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича государя Всея Руси сделано блюдо благоверной царицы великой княгини Марии». Долгие годы это блюдо служило образцом для других золотых дел мастеров. После смерти царицы в 1569 году блюдо отдали в Троице-Сергиеву Лавру на помин души Марии Темрюковны. Вернулось в Оружейную палату оно в 1928 году. Если сравнить это блюдо с поздними повторениями, то заметно, насколько блюдо Ивана IV изящнее и благороднее.

Иван Грозный Другой не менее интересный экспонат Оружейной палаты – кадило, клад Ирины Годуновой в Архангельском соборе Кремля на помин души ее усопшего супруга Фёдора Иоанновича. Это драгоценное изделие было признано шедевром еще при жизни дарительницы. Был даже особый указ, разрешающий использовать кадило не более девяти раз в году, и только во время поминальных служб по царю Ивану Грозному и его ближним родственникам. Кадило изготовлено в форме русского храма с двумя рядами кокошников. Венчает его крест на луковичной главке с невысоким барабаном. Вся поверхность изукрашена чернью. В этой технике русские мастера выполнили фигуры 12 апостолов и святых, соименных членам царской семьи. Это высокохудожественное творение, которое поражает своей лаконичностью – во всем соблюдена мера.

Оклад на Евангелие 1571 года – это вклад Ивана Грозного в Благовещенский собор по случаю женитьбы на Марфе Собакиной. Оклад – замечательный образец ювелирного искусства. Специалисты считают что он может служить хрестоматией по ювелирному делу XVI века. Здесь и чеканка, и скань, и эмаль, и чернь, и камни – сапфиры, особенно любимые царем, турмалины и топазы. Мастер красиво обрамил ими центральный медальон, выложил по контуру оклада. Ювелирное искусство России.

5

Три драгоценных резных панагии в коллекции музея, они сделаны из сардоникса. На одной из панагий – фигура Иоанна Предтечи, на двух других – Богоматерь и Иоанн Лествичник.

Ювелирное искусство и русская Смута

На Руси, как и в Византии, Иоанна Крестителя изображают с крыльями и чащей с отсеченной головой в руках. Есть мнение что эту панагию изготовили специально для Грозного. У нее, по сравнению с другими экспонатами музея, богатое криминальное прошлое, которое вдохновило писателей и кинематографистов. Впервый раз она пропала во время Смуты, но при первом Романове ее нашли у торгового человека, выкупили и вернули в казну. Вторично она была украдена же в начале ХХ века. Лишь после войны волей случая панагию обнаружили в антикварном магазине Москвы и опять вернули в Оружейную палату.