Колыбель России (часть 1)

Прочитано:
Понравилась статья? Поделись в своей соцсети:

В России есть масса прекрасных старинных городков, где еще можно найти уголки нетронутой древней красоты. Кижи, Суздаль, Владимир, господин Великий Новгород, другие города из так называемого «Золотого кольца России». Практически в каждом городе страны можно найти свои жемчужины древнего зодчества и у каждого есть своя история. Но так как в этом сезоне мы сфокусировались на XVII веке, то никак не можем обойти нашим вниманием город, расположенный на берегах великой русской реки Волги – государыню Кострому, годом основания которой считается 1152.

Первое упоминание Костромы в летописях относят к XI веку, когда ростовский князь Константин сжег город, за то, что горожане поддержали его брата владимирского князя Юрия. Но уже в XIII веке Кострома стала центром удельного княжества. Много различных событий происходило с этим удивительным городом, исторический центр которого в основном сохранил образцовый ансамбль эпохи классицизма конца XVIII –XIX веков. Но всю историю Костромы в одной статье рассказать невозможно. Поэтому наш рассказ о наиболее интересном памятнике допетровской эпохи – комплексе Ипатьевского монастыря. Священномученик Ипатий, имя которого носит монастырь, жил на рубеже III – VI веков и был епископом города Гангра. Его практически не знали на Руси, но так случилось, что увековечили его память и славу в далекой от его родины стороне.

v1b

Истоки

Есть версия, что монастырь был заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета. Этот влиятельный вельможа Золотой Орды направлялся в Москву на службу к Ивану Калите. В дороге он заболел и остановился на отдых ровно в том месте, где позже был основан монастырь. Там ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель.

После чудесного исцеления Чет принял православие и назвался – Захария. В пятом поколении его потомков появились на свет два брата, которые позже принимают разные фамилии: Федор Иванович Сабур и Иван Иванович Годун. Это были родоначальники знаменитых фамилий Сабуровых и Годуновых. Все они, начиная с Захарии, приезжали сюда доживать свой век, желая быть погребенными в стенах монастыря. Некоторые из них приняли здесь монашеский постриг. В стенах Ипатьевского монастыря похоронено несколько поколений Годуновых: Федор Иванович Годунов и его супруга Стефанида Ивановна (в инокинях Сандулея), их дед Иван Григорьевич Годунов и его супруга, их прадед Григорий Иванович Годунов и другие. В монастыре был погребен и Дмитрий Иванович Годунов, постельничий Ивана Грозного, столь много сделавший для карьеры своего племянника Бориса – будущего царя Бориса Годунова. И если бы он не стал царем, его бы тоже похоронили здесь, рядом с отцом и матерью.

v2b

Со временем на территории монастыря образовались три усыпальницы, где находилось 52 захоронения. Ныне частично сохранилась только одна из трех усыпальниц, а могилы Захарии и его ближайших потомков утеряны. Так или иначе, земля Ипатьевской обители до сего дня покоит прах знаменитых родов Годуновых и Сабуровых, оставивших заметный след в истории Отечества.

Первой крупной постройкой здесь была деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, на месте которой в 1560 году был построен пятиглавый каменный собор с тем же Троицким престолом и приделами во имя святого апостола Филиппа и священномученика Ипатия.

Династия Годуновых

Возвышение рода Годуновых послужило началом к переустройству монастыря. Немногим более чем за 50 лет монастырь отстроили в камне. Комплекс состоял из Троицкой церкви, монастырских стен с въездными воротами, среди которых особое положение занимали Святые парадные ворота с надвратной церковью во имя великомученика Феодора Стратилата и великомученицы Ирины. Церковь возведена в честь соименных святых царя Феодора Иоанновича и его супруги царицы Ирины. Как было написано в закладной доске: «…на память от рода в род по душех своих и по своих родителей в вечный поминок».

v3b

(продолжение следует)