Сегодня мы продолжаем беседу с Павлом Горбенко. Вторая часть нашей беседы посвящена более практическим аспектам работы творческого человека.
– Павел, расскажите о своем салоне. Сколько ему лет? Как родилось его название?
– Все мы мечтаем о чистом творчестве. Но такого просто не бывает. Без коммерческой флористики невозможно развивать креативную флористику. В этом разделяю позицию Жиля Бояра – все, что мы придумываем для показа, должно находить воплощение в композициях и букетах на продажу. Иначе это просто не имеет смысла. Мы работаем для людей и только для людей, а не просто для того чтобы удовлетворить свои амбиции. Поэтому салон – зона моего особого внимания. Моей компании уже 12 лет, конкретно этому салону – 3 года. Название «Илекс» не случайный выбор: это одно из растений по моему гороскопу друидов, очень мужское и красивое. Мне нравятся его ветви с красивыми листьями, особенно когда созревают ягоды.
– Как строится работа в салоне: четко выполняются пожелания клиента или флористы сами предлагают им что-то новое и креативное?
– Тут сложно провести четкую границу. Бывает так, что клиент четко знает, чего он хочет, и озвучивает свои пожелания, порой до смешного… И это не только в выборе цветов и растений, но и вплоть до «эта веточка должна быть на два сантиметра короче той». А иногда клиент или не может выразить, чего он хочет, или просто полностью доверяет нам, особенно если он уже давно с нами работает, – и тогда флористы сами предлагают то, что уместно случаю. Так что, наверное, поровну.
– Расскажите о самом необычном заказе, который Вам пришлось выполнить.
– Очень сложный вопрос. За годы моей работы на флористическом поприще было сделано множество интересных оформлений, каждое из которых необычно по-своему. Но, пожалуй, самым необычным было оформление старинного замка в Германии в стиле сказки про Спящую красавицу. Там состоялась свадьба одного из моих клиентов. Было море цветов, которые опутали заколдованный замок. Конечно, это было непросто воплотить. Самое сложное во флористике – когда декор должен вписаться в помещение так, словно он сам там вырос. Но получилось очень красиво. Очень жалею, что у меня не сохранилось фотографий этого проекта.
– Вы принимаете участие в конкурсах и шоу-демонстрациях, проводите мастер-классы. Для чего Вам это нужно?
– Мне это интересно. Мне нравиться держать руку на пульсе современной флористики и быть в курсе новых веяний и тенденций, моды и трендов, ну и держать себя в тонусе. Это давно известная истина – чтобы не деградировать, человек всегда должен учиться. И в свою очередь мне нравиться преподавать и делиться своим опытом и знаниями с молодым поколением флористов.
– Как Вы оцениваете уровень развития цветочного бизнеса в России – магазинов и салонов?
– В настоящее время могу сказать, что от того состояния, которое было в СССР, мы ушли очень далеко. И это не может не радовать. Уровень российской флористики очень вырос, и многие наши звезды по уровню мастерства и креативности не уступают своим зарубежным коллегам. Хотя с точки зрения бизнеса нам есть куда развиваться. Эти процессы очень сложные, и в рамках одного интервью я не возьмусь их разбирать.
– Опишите свою мечту.
– Если брать материальную часть мечты, то я хочу жить у моря, где-нибудь на юге, в доме, например на побережье Испании, недалеко от Барселоны, тихом, уютном, с большим садом, полным цветов. А вообще очень хотел бы добиться признания как профессиональный флорист в Европе и мире. Мечтаю выступать с именитыми мастерами на демонстрациях и мастер-классах. Именно для этого я каждый день работаю, совершенствуюсь и получаю массу положительных эмоций – потому что я еще и очень люблю свою работу.
Беседовала Вера Иванова
Фотографии Дмитрий Мордвинцев