История выставочной деятельности современной России уходит корнями в советское прошлое страны. Именно тогда толпы людей ломились в выставочные павильоны, где можно было познакомится с технологическими чудесами, приоткрыть пресловутый «железный занавес» и приобщиться к такому желанному тогда обществу потребления. Страна жаждала информации. Поэтому неудивительно, что после крушения идеологических запретов выставочные проекты росли на постсоветском пространстве, как грибы после теплого летнего дождя. В начале 90-x годов прошлого века мы переживали бум развития этой отрасли. Но прошло время, ажиотаж утих, и стало понятно, что, просто предоставляя место экспонентам, успешного проекта не построить. Мыльные пузыри начали лопаться, а качественные современные проекты продолжали успешно развиваться. С организатором одного из таких отраслевых проектов, директором выставочной компании GreenExpo Надеждой Григорьевой мы поговорим сегодня.
– Надежда Константиновна, расскажите, когда и почему в современной истории России возникла в Москве цветочная выставка.
– Думаю, многие помнят, что первые шаги голландские производители цветов делали в России в начале 90-х годов. Именно в это время возникла идея организации международной выставки цветов. Организатором и идеологом мероприятия выступал павильон «Цветоводство и озеленение», дочернее предприятие ВДНХ, которой не так давно вернули ее историческое название. У коллектива был уже на тот момент большой опыт организации цветочных выставок как в России, так и за рубежом. Выставка стала отражением развивающегося российского рынка. В первом мероприятии участвовали цветоводы двух стран – России и Голландии. Все эти годы проект рос вместе с рынком. Сейчас по разным оценкам емкость цветочного рынка в нашей стране оценивается в $2,5–4,0 млрд и цветы из Голландии занимают порядка 60–70% от общего объема продаж. За годы список стран, участвующих в выставке, значительно вырос, но голландские компании из года в год остаются желанными гостями нашего проекта.
– Какой год в истории проекта был особенно ярким и запоминающимся и почему?
– Мне очень сложно ответить на этот вопрос, потому что каждый год приносит что-то очень интересное. Наверно самым ярким было начало. Первые несколько лет к выставке был настолько большой интерес, что посетители с трудом могли ходить по павильону, который был буквально забит людьми. Конечно, качество этой аудитории оставляло желать лучшего, потому что тех, кто занимался цветами профессионально, в этой толпе были единицы, и уже тогда стало понятно, что при такой популярности у жителей Москвы работать на выставке и получать запланированный результат очень сложно. Хотя без любителей прекрасных детей богини Флоры не обходится не один из наших проектов. Людям явно не хватает информации о качественной и профессиональной флористике, они жаждут знаний и как губка впитывают новую информацию. Поэтому не менее важной задачей выставки я считаю ее образовательную роль. Но профессиональная составляющая должна доминировать, и нам удалось этого добиться.
– Уже не первый год Вы ведете самостоятельный выставочный проект на новой площадке. Как он развивается?
– Действительно, вот уже четвертый раз «ЦветыЭкспо» как новый проект будет проходить в самом крупном и современном выставочном центре России – МВЦ «Крокус Экспо». Это очень удобная площадка с большим количеством разнообразных сервисов, необходимых участникам, с бесплатной парковкой на 20000 мест. Здесь мы организуем проект именно для бизнеса. Мероприятие проводится только в будние дни. Была проведена большая работа по привлечению на выставку профессиональных посетителей: в результате процент специалистов вырос до 64. В этом году мы ожидаем на выставке 500 компаний из 25 стран. Она займет максимальную площадь за всю историю цветочных выставок в России до 18000 м2. Но нельзя рассказывать о выставке, оперируя только математическими понятиями. Выставка – это прежде всего контакты и общение. Наш проект предоставляет все условия для того, чтобы экспоненты могли добиться максимальных результатов, и рост количества компаний-участников это подтверждает.